Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 3 августа 2009 г.

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Самарская государственная академия культуры и искусств

acis@mail.vis.ru

Одной из актуальных проблем высшей школы является работа по совершенствованию профессиональной подготовки кадров для сферы народного художественного творчества, ведь именно им доверена миссия возрождения и продолжения лучших традиций отечественной культуры.

Обучение студента (в недалёком будущем руководителя самодеятельного хорового коллектива, фольклорного ансамбля) - процесс продолжительный и достаточно сложный.

Весьма важным представляется выделить в нём приоритет дисциплин, имеющих основополагающее значение в формировании творческой личности, её кругозора, критериев оценки различных музыкальных явлений и, в конечном счёте, развитого художественного вкуса.

«Фольклорно-этнографическая практика» является дисциплиной, тесно связанной с одним из важнейших предметов специализации «Русское народное песенное творчество» - «Хоровой аранжировкой» (раздел «Расшифровка народных песен»), целью которого является составление сборника традиционных русских народных песен и представление его на Государственном экзамене. Таким образом, с фольклорно-экспедиционной работой в своём регионе, записью местного песенного материала студент соприкасается довольно рано: ведь проведение экспедиции и осуществление аудиозаписей песенного фольклора - непременное условие организации его занятий по расшифровке народных песен. Студент будет стремиться к поиску талантливых самодеятельных певцов и записи лучших образцов народного песнетворчества, преследуя, казалось бы, утилитарную цель - расшифровку фольклорных песенных образцов разных жанров, различной степени сложности для составления дипломного сборника. Так, фольклорно-этнографическая экспедиция, проводимая в сельской местности, способствует вовлечению студента в активную самостоятельную деятельность, причём в наиболее сложное её направление – поисково-исследовательское, активизируя при этом его научный потенциал.

Окончание студентом вуза не означает, что его работа по сбору и записи фольклора прекращается или замирает. Теперь перед вчерашним студентом, ныне - молодым дипломированным специалистом стоят совсем иные, новые задачи: он начинает руководить хоровым коллективом (детским, взрослым фольклорным ансамблем, самодеятельными хорами различного уровня подготовленности и т. д.). В этот период наиболее актуальным для молодого руководителя является вопрос выбора репертуара, соответствующего виду его хорового коллектива. Разумеется, первым репертуарным источником, к которому обратится начинающий свою работу специалист, будет его дипломный сборник народных песен, и легко объяснить, почему. В своё время лично им записанные в фольклорной экспедиции песни отобраны вместе преподавателем из большого количества и жанрового многообразия песенных образцов, тщательно расшифрованы, изучены, проанализированы; т. е. нотный материал сборника подготовлен к практической работе - разучиванию и сценическому воплощению в самых разнообразных концертных программах.

Одним из основных требований современной репертуарной политики является самобытность исполняемого коллективом репертуара. В не столь далёкое время можно было наблюдать совсем иную картину: руководитель не утруждает себя долгой кропотливой работой по подбору репертуара, а берёт те песни, которые часто исполняются на различных смотрах, фестивалях, которые, что называется, "на слуху", и поэтому работа по их разучиванию не представляла особой сложности. "К услугам" таких руководителей были самые различные сборники, издаваемые в помощь художественной самодеятельности; нотный материал, публикуемый в них, также был отредактирован и готов к работе - выбирай песни и разучивай. Репертуар подобных коллективов выглядел весьма пестро: здесь авторские песни соседствовали с народными, произведения патриотического плана чередовались с частушками или шуточными песнями (типа "Вареничков"), а заканчиваться концерт мог залихватски звучащей песней "Роспрягайте, хлопцы, коней". О каком творческом лице коллектива можно говорить при подобном репертуаре? Конечно, лучшие образцы авторской песни, её "золотой фонд", должны изучаться и исполняться самодеятельными хоровыми коллективами (песни Г.Пономаренко, Г.Заволокина и многих других композиторов).

Но следует отметить, что наряду с привычной формой коллективного исполнительства - народными хорами - в последние годы активно развиваются профессиональные и самодеятельные фольклорные ансамбли, в творческой деятельности которых приоритетное значение приобретает изучение местной певческой традиции и самобытность исполняемого коллективом репертуара. Этого можно достигнуть при условии проведения периодически фольклорно-экспедиционной работы с целью поиска лучших образцов песенного фольклора.

Огромна роль такой работы в подтверждении потребности сохранения, записи и расшифровки фольклора (процесс, формирование которого началось ещё в студенческие годы). Студент (особенно городской житель) получает в ходе экспедиции яркие впечатления от наблюдения за жизнью современной деревни, непосредственного общения с народными исполнителями. В последующие годы экспедиционная работа, проводимая хормейстером-руководителем в сельской местности, ещё более укрепляет его уверенность в верности выбранного им пути изучения традиционной народной культуры, сохранения подлинных памятников народно-песенного творчества. Ведь занимаясь этой работой первоначально с ярко выраженной практической целью - пополнения репертуара, хормейстер-фольклорист приобщается к высокой миссии записи и сохранения лучших образцов народного песнетворчества.

Кроме того, только в экспедиции можно наблюдать истинную картину бытования фольклора, что, в свою очередь, поможет руководителю-фольклористу осмыслить роль народной песни в современной жизни, как-то особенно, по-своему "прочувствовать" каждую из записанных песен, ощутить её неповторимую "ауру". Всё это обязательно отразится в работе над сценическим воплощением песни.

Хочется заострить внимание ещё на одном важном аспекте современной музыкальной жизни - появлении волны детских народно-хоровых фольклорных коллективов, нового направления в художественной самодеятельности. Процесс этот достиг в настоящее время и повсеместно большого размаха: создаются детские коллективы-спутники молодёжных и взрослых хоров и ансамблей, организуются фольклорные студии, проводятся различные детские конкурсы и фестивали. Детские коллективы существуют как в городе, так и в сельской местности: в домах культуры, общеобразовательных и музыкальных школах, центрах внешкольной работы. Зачастую и со взрослым хором, и с детским коллективом-спутником работает один руководитель. Работа с детьми - дело, которое предъявляет ряд определённых требований к хормейстеру. Среди них, кроме знаний возможностей и особенностей развития детского голоса, владения народной манерой пения, режиссёрских навыков, педагогических и организаторских способностей, необходимы глубокие знания в области фольклора и этнографии, причём определённым образом адаптированные к работе с детским фольклорным коллективом и развитию творческих способностей ребёнка. Руководитель должен грамотно подойти к вопросу формирования репертуара детского фольклорного коллектива (это касается и собственных записей): уметь анализировать партитуры песен разных исполнительских стилей, составлять план работы над произведением, подготовить песню к конкретной работе с детьми (отредактировать её, выполнить при необходимости облегчённое переложение, изменить тесситуру, тональность песни и т. д.). Но кроме песен из репертуара взрослых коллективов необходимо отыскивать специфический для детского коллектива фольклорный материал. Поскольку детей всегда очень привлекает введение в исполнение песни движения, игровых и танцевальных элементов, фольклорно-обрядового действа, то хормейстеру-руководителю следует сосредоточить своё внимание именно на таких образцах из уже имеющегося в его творческом арсенале ранее записанного песенного материала, а также продолжить экспедиционную работу с определённой целью: поиска песен, старинных русских обрядов, традиционного календарного и игрового фольклора - всего того, что подходит для работы с детским фольклорным коллективом.

И, наконец, отметим ещё один из важнейших аспектов современной музыкальной жизни и места в ней традиционного песенного фольклора. Мы сейчас живём в мире, который изменился и продолжает стремительно меняться, статус культуры в нём имеет совсем иное значение. Именно сейчас, в атмосфере тотальной коммерциализации, больше чем когда-либо, необходимо обратиться к достижениям прошлого и отстаивать национальные ценности.

В развитии современной отечественной культуры просматриваются крайне негативные тенденции, отрицательно на неё влияющие. На первый план вырвалась массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио- и телеэфир, концертные залы.

Массовая культура абстрагируется от норм высокой нравственности, подлинной духовной гармонии и красоты, значимых человеческих и эстетических идеалов. Культура, создаваемая молодыми и для молодых, порождает новые альтернативные формы, основанные на "развлечениях". Постоянно потребляя такую "суррогатную" культуру, человек постепенно теряет внутри себя творческое, духовное начало. Поэтому сейчас остро встаёт проблема "экологии" культуры как процесса сохранения её первозданности, оберегания от вредных воздействий и влияний. Проявление активного интереса общества к прошлому, в том числе и к художественной культуре народа, является началом осознания ценностей народной культуры и свидетельством повышения культурного развития этого общества.

Сегодня много говорится о затухании фольклорных традиций, о том, что исконная художественная культура вытесняется из повседневной жизни народа, сужается социальная база её бытования. Известно, что утрата национальных традиций ведёт к падению нравственно-этического иммунитета общества, к его бездуховности. Отсюда следует замечательная гуманистическая цель современного общества - воспитать человека, способного охранять и воспроизводить ценности прошлого.

В этом контексте процесс сохранения песенных традиций народного искусства - тот базис, на котором может быть основано воспитание такого человека, формирование конкретной личности и, в итоге, общества, образованного из отдельных индивидуумов. Все эти задачи решаются в процессе эстетического воспитания человека, и всё это начинается с детства. Если не использовать столь благодатного периода жизни человека для ознакомления его с настоящим искусством и подлинными явлениями культуры, для приобщения его к высокой миссии сохранения и сценического воплощения замечательных образцов народного творчества, то восполнить в последующем этот пробел будет весьма сложно. Поэтому очень своевременной следует считать тенденцию образования детских, юношеских ансамблей и помогать их становлению; поэтому хормейстеру-руководителю необходимо вести экспедиционную работу по собиранию и записи песенного фольклора и привлекать к посильному участию в проведении её детей из своего хорового коллектива (в этом случае результаты экспедиции приобретают в их глазах гораздо большую значимость).

Именно народное песенное творчество с её особой системой выразительных средств, образной символикой и поэтикой вернёт нашу нацию к её исконным корням. Именно народно-песенная лирика сыграет огромную роль в становлении ребёнка, подростка; от народной музыки формирующаяся личность обратится к изучению нашей отечественной истории, основ русской культуры, и дети, подростки в дальнейшем не станут "Иванами, не помнящими родства", а будут в полном смысле слова по-настоящему русскими людьми, патриотами, а наше общество - крепкой, сплочённой нацией.

Литература

  1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М., 1993.
  2. Актуальные проблемы современной фольклористики. - Л.,1980.
  3. Браз, С.А. Роль фольклорной экспедиционной работы в обучении и воспитании студентов-руководителей народно-хоровых коллективов / С.А. Браз // Пути совершенствования подготовки руководителя самодеятельного народного хорового коллектива. - М.,1988.
  4. Галин, С.А. ХХ век. Отечественная культура / С.А.Галин. - М., 2003.
  5. Громов, Г. Методика этнографических экспедиций / Г. Громов. - М., 1961.
  6. Круглов, Ю.Г. Фольклорная практика / Ю.Г. Круглов. – М., 1979.
  7. Культура на перепутье / под общей ред. Б.Ю. Сорочкина. - М., 1994.
  8. Петров, К.М. Экология и культура / К.М.Петров. - СПб., 2001.
  9. Селиванов, Ф. Студенческая фольклорная практика: учеб.-метод. пособие / Ф. Селиванов. – М., 1982.
  10. Щуров, В.М. Музыкальный фольклор и современные требования к подготовке руководителей народных хоров / В.М. Щуров // Пути совершенствования подготовки руководителя самодеятельного народного хорового коллектива. - М., 1988.

Комментариев нет:

Отправить комментарий