Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 3 августа 2009 г.

Руководитель народного хора

Содержание

Тема 1. Краткие исторические сведения о развитии хорового искусства.

Становление профессионального хорового исполнительства на основе церковно-певческих традиций. Первые профессиональные и любительские руководители хоровых коллективов. Первые профессиональные хоры в России их руководители, их творческая работа в своей стране и за рубежом.

Тема 2. Жанровые особенности народного хора.

Самобытная форма музыкального исполнительства. Региональная народная манера исполнения. Народный хоровой коллектив – исполнительское и творческое единство.

Тема 3. Исполнительские формы народно-хорового коллектив.

Автентические, бытовые группы, фольклорные ансамбли, ансамбли народной песни, любительские народные хоры, профессиональные народные хоры и ансамбли, учебные хоры и ансамбли, детские народные хоры и ансамбли. Отличительные особенности этих коллективов, основные признаки.

Тема 4. Репертуар, виды партитур. Построение концертной программы.

Репертуар как средство художественно-эстетического воспитания участников коллектива, творческий образ коллектива. Принципы подбора репертуара, разновидности тематики, жанров, соответствие исполнительскому направлению коллектива, доступность вокально-технического уровня коллектива.

Тема 5. Ладовая основа партитуры.

Сфера диатоники белорусской народной песни. Наиболее употребительные диатонические лады: натуральный минор и мажор, параллельный и переменный лад; разновидности мажора и минора (фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский), пентотоника. Региональные особенности песен.

Тема 6. Гармонические особенности партитуры.

Основа партитуры народно-хоровых песен - подголосочно-полифонический склад. Основные и интервальные соотношения белорусских народных песен (секунда, терция, квинта, октавное удвоение). Тонико-доминантовая гармоническая функция, несложная хоровая фактура. Развитие музыкального образа путем вариационного метода.

Тема 7. Организация народного хора, певческое воспитание.

Организация самодеятельного народного хора – путем привлечения любителей белорусской народной песни. Методы организации зависят от конкурентных условий и целей. Отбор исполнителей с учетом наличия у них творческих способностей. Формирование певческого состава по составу голосов и необходимых музыкальных инструментов.

Тема 8. Музыкально-поэтические формы народных песен.

Народная песня – единство музыки поэзии. Типы литературного стихосложения: силогическая, тоническая, силабо-тоническая. Пять основных размеров. Структурная периодичность все белорусских народных песен. Формулы песен и их типы.

Тема 9. Истоки народного звукообразования.

Опора вокально-хоровой структуры народного хора на местные традиции народно-хорового исполнительства. Основные отличительные особенности народно хора, опора на региональные певческие традиции, синкритичность исполнения, характерная партитура с подголосочным голосоведением.

Тема 10. Распевание как основной процесс в хоровом коллективе.

Распевание как основной коллективный метод певческого воспитания. Задача распевания – привить участникам коллектива необходимые вокальные навыки при помощи простых упражнений. Виды упражнений, подготовка их для распевания, практическая работа со студентами по укреплению навыков распевания в хоре.

Тема 11. Особенности деятельности руководителя народного хора (музыкально-учебная работа в самодеятельном хора).

Отбор материала для практической работы. Определение ритмо-слоговой структуры песни ее ладовая организация. Характерные особенности исполнительских приемов, многоголосие. Возможности творческой интерпретации в певческой деятельности.

Тема 12. Вопросы импровизации. Коллективное творчество (работа над произведениями с элементами движения).

Сознательный подход исполнителей к варьированию. Умение слушать перенимать мастерство опытных участников коллектива малые формы ансамблевого пения. Специальные задания на варьирование мелодии. Импровизация как один из принципов народно-хорового исполнения. Особенности подголосочного строения народной песни, виды подголосков, умелое применение этого вида в народных партитурах. Творческие группы и их роль в организации работы коллектива.

Тема 13. Работа над текстом в народном хоре.

Специфика народной манеры исполнения – пение приближенное к разговорной речи. Важнейший элемент певческой дикции является – активная артикуляция. Орфоэпия в белорусском народном хоре.

Тема 14. Работа над содержанием (процесс разучивания, фразировка, нюансировка).

Слушание подлинного образца на аудионосителе, диске, грамзаписи. Знакомство с песней в исполнении малого ансамбля, дуэта, руководителем. Ознакомление с содержанием произведения. Разучивание песни по партитуре: сольфеджио или на слух. План работы над новым произведением. Нюансировка белорусской народной песни зависит от содержания песни.

Тема 15. Организация исполнения (инструментальное сопровождение в народном хоре).

Значение музыкального сопровождения в организации народно-хорового коллектива. Фольклорные традиции в использовании музыкальных инструментов и аккомпанирующих составов. Белорусские народные инструменты: духовые, смычковые, ударные, гармоники. Народные традиции сольного и группового инструментального исполнительства на Беларуси. Органическая взаимосвязь вокально-хорового и инструментального исполнительства.

Тема 16. Сценическое воплощение народной песни.

Определение основной идеи и режиссерских задач. Разработка сюжетной канвы, отдельных мизонсцен. Связь народно-обрядового календаря с современным праздничным действием.

Тема 17. Становление и развитие народно-хорового творчества на Белоруссии (20-е- 30-е годы).

20-е годы – время популяризации белорусского песенного фольклора. Известные работы по собиранию белорусского песенного фольклора: М. Чуркина, М. Аладова, Е. Пукста, М. Матиссона. Зарождение белорусского профессионального музыкального искусства (консерватории, государственные музыкальные школы, первые музыкальные техникумы).

Тема 18. Становление и развитие народно-хорового творчества на Белоруссии (40-е-50-е годы).

Массовость творчества послевоенного периода проявилось в разнообразных формах народно-хорового исполнения. Развитие композиторской самодеятельности. Первые смотры художественной самодеятельности.

Творческий путь Государственного народного хора БССР под управлением Г. Цитовича.

Тема 19. Становление и развитие народно-хорового творчества на Белоруссии (60-е-70-е годы).

60-е годы – разрыв между искусством бытового происхождения и репертуаром хоровых коллективов. Нивелирование белорусских песен традиций привело к утрате облика национальных черт.

70-е годы – работа Академии наук БССР развернутая работа по возрождению белорусского песенного фольклора. Количество народных хоровых коллективов значительно увеличивается.

1975 г. – открывается Минский институт культуры.

Тема 20. Становление и развитие народно-хорового творчества на Белоруссии (80-е-90-е годы до наст. времени).

Современное состояние народного песенного творчества характеризуется разнообразием исполнительских форм и жанров хорового и ансамблевого пения. Ведущие народно-хоровые коллективы: фольклорный ансамбль «Волочобники», фольклорно-этнографический ансамбль «Неруш»; народный ансамбль белорусской песни «Церніца»; народный ансамбль песни и танца «Нёман»; народный ансамбль «Свята», народный ансамбль белорусской музыки «Беседа» и т.д.

Тема 21. Народно-хоровое творчество Г.Р. Ширмы (гос. ак. капелла им. Г. Ширмы).

Е.Р. Ширма – фольклорист, музыкант, педагог, организатор и руководитель Государственной академической капеллы, общественный деятель. Е.Р. Ширма, деятель белорусской культуры, который выступал за возрождение народной песни и белорусского языка. Е.Р. Ширма записал и собрал более 1 000 народных песен.

Тема 22. Народно-хоровое творчество Г.И. Цитовича (гос.ак.нар.хор им. Г. Цитовича).

Ведущий специалист в области народно-хорового исполнительства на Беларуси.

Г Цитович первый руководитель государственного академического народного хора Республики Беларусь. История развития, творческий путь, репертуар и характерные особенности государственного академического народного хора Республики Беларусь. Творчество его руководителей.

Тема 23. Основные направления методики вокального обучения.

Характеристика певческих голосов в народном хоре. Регистры, диапазоны, тесситуры в народном хоре, певческая постановка, певческое дыхание и опора звука.

Тема 24. Голос и его составные части (Строение голосового аппарата).

Механизм дыхания (легкие и бронхи, истоки звука, гортань с голосовыми связками и резонаторы). Понятие нижних и верхних резонаторов. Воздействие резонаторов на движение голосовых связок и тембра голоса. Зависимость высоты и силы певческого звука от характера работы голосовых связок.

Тема 25. Работа гортани при пении (процесс звукообразования).

Состояние гортани при пении зависит от анатомических особенностей голосового аппарата исполнителя. В каждом отдельном случае состояние гортани следует оценивать по качеству звучания голоса. При обучении пению следует создать благоприятные условия для того, чтобы гортань могла занять наиболее удобное положение для звукообразования.

Тема 26. Характеристика певческого звука (певческое дыхание и опора).

Певческая постановка и ее воздействие на формирование правильного звукообразования. Мимика и ее воздействие на формирование звука высокой позиции народных исполнителей. Певческое дыхание его воздействие в процессе пение на характер звучания. Певческие вдох и выдох. Понятие опоры звука. Две точки опоры звука в народном пении. Воздействие опоры звука на формирование лучших качеств певческого голоса, а также на диапазон голоса

Тема 27. Атака звука (певческие навыки).

Понятие атаки звука, ее воздействие на характер смыкания связок. Типы певческих атак. Характеристика всех типов певческих атак, необходимых для формирования правильного звука в исполнении произведения. Придыхательная атака звука как основная в народной вокальной школе.

Тема 28. Певческая дикция и артикуляция (гласные и согласные звуки при пении).

Главный принцип народного вокального исполнительства – сила звука. Специфика певческой дикции. Гласные и согласные звуки в народной певческой школе, исполнение их мастерами народных песен.

Тема. 29. Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе.

Определение жанрово-стилевой принадлежности, особенностей бытования и функционирования песни. Роль средств выразительности песни в раскрытии ее смысла, основной идеи. Редактирование поэтического песенного текста. Замена архаичных слов. Аранжировка.

Тема 30. Вокальные произведения, как средство формирования вокальной техники и музыкальной выразительности.

Основа для развития вокально-технических и музыкальных навыков – простые, удобные для голоса вокальные произведения. Методологической основой произведений являются следующие критерии: примарные звуки, небольшой диапазон, удобная тесситура, простой ритм, волнообразная мелодия без широких скачков.

Тема 31. Гигиена, режим и болезнь голоса.

Виды простудных заболеваний, их влияние на голосовые связки. Меры предосторожности вокалиста по охране голоса (рацион питания, режим работы голосового аппарата). Влияние погодных условий на состояние голосового аппарата.

Тема 32. Проверка музыкальных и вокальных данных вступающих в хор.

Женские низкие голоса: альты лирические, драматические; женские высокие голоса; сопрано лирические, драматические, подголосочные. Мужские низкие голоса: баритоны лирические, драматические, басы; мужские высокие голоса; тенора лирические, драматические, тенора дисканты. Характеристика тесситуры каждого голоса, роль низких грудных и высоких головных регистров.

Тема 33. Основы постановки голоса (начальная работа над певческими навыками).

Выявление вокально-технических возможностей будущего вокалиста является обязательным условием: диапазон голоса, качество звука, чувство ритма, музыкальная память, дыхание, использование специальных выразительных средств голоса. Индивидуальный подход заключается в отработке у исполнителя рефлекторных действий голосового аппарата, которые способствуют правильному исполнению.

Тема 34. Голосовые недостатки их устранение.

Дефектами певческого голоса является тремоляция, сильное колебание голоса, открытый большой звук, форсированный звук, фальшивая интонация (ретонация), подъезды, дефекты речи в произношении. Результатом некоторых недостатков может являться – неправильная вокальная практика, вокальная работа должна быть направлена на их ликвидацию (работа над правильной позицией звука, раскрепощение голосового аппарата, работа над всеми видами дыхания, специальные упражнения на дикцию).

Тема.35. Вокальная работа в самодеятельном народно-хоровом коллективе (цели и задачи хормейстера).

Воспитание певческих навыков участников коллектива: певческой постановки, певческого дыхания, близкого разговорного звука, пение в грудном, головном и смешанных регистрах. Основные методы певческого исполнительства – метод обучения и метод копирования народных вокально-технических навыков.

Тема 36. Упражнения для распевания хора.

Основной метод певческого воспитания – коллективное пение. Песенный материал – основа вокальных упражнений в народном хоре. Виды вокальных упражнений на отработку – кантиленного звучания всего ансамбля, горизонтального и вертикального строя, динамику звука, диапазон хора (каждой партии), дикцию в хоре и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий