Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 3 августа 2009 г.

Курс «Расшифровка народных песен»

Примерная программа учебной дисциплины
РАСШИФРОВКА НАРОДНЫХ ПЕСЕН


Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
Практическое владение предполагает работу с песнями уровня сложности до шести-восьмиголосного исполнительского состава (в том числе: нотация и комплексный анализ музыкального и текстового материала), а также умение работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации.

Особое значение в процессе обучения следует придавать техническим средствам обучения (аудиотехнике, мультимедиа и пр.). В сумму навыков, входящих в предметные требования, должны быть включены: умение пользоваться магнитофоном, проигрывателем, компьютером, специальными музыкальными программами, с помощью которых можно производить коррекцию записей, их оцифровку. Это позволит значительно увеличить сохранность аудиоматериала, улучшить его качество, а значит, существенно облегчить процесс обучения.

Примерная программа содержит рекомендательный список литературы. При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендованную литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям.

В учебно-методический комплекс следует включить:

  • учебник (лекции) по основам нотации народных песен;
  • учебник (лекции) по основам литературного анализа;
  • учебник (лекции) по основам музыкального анализа;
  • набор аудиоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
  • словари всех типов, музыкальные и фольклорные справочники;
  • экспедиционные материалы;
  • рабочие тетради.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

Получение навыков нотации народных песен (от одноголосия до многоголосия, песен повышенной трудности); знание специальных терминов и обозначений; овладение основами литературного и музыкального анализа народных песен; умение использовать на практике полученные знания и навыки как для индивидуального (теоретическая – научная и методическая – работа; сольное исполнительство), так и коллективного творчества (участие в работе творческого коллектива и руководство им).



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН *

Наименование разделов и тем

Количество часов:
Всего: В том числе:
Практические занятия:
I. Вводно-коррективный курс.

II. Основы нотации народных песен.
  1. Специфика фольклорных исполнительских приёмов
    и способы их обозначения.
  2. Основные ритмические рисунки народной песни.
  3. Определение темпа в народных песнях.
  4. Лад и тональность народной песни.
  5. Определение музыкальной формы народной песни.
  6. Украшения в народных песнях.
    Песни с обилием мелизматики.
  7. Подтекстовка. Народно-песенный стих.
    Музыкальная строфа.
  8. Оформление нотации.
Контрольный урок.

III. Основы литературного анализа народных песен.
  1. Народно-песенная поэзия. Чистый стих.
  2. Типы стиха в фольклоре.
  3. Родовые и жанровые разновидности
    народно-песенного стиха.
  4. Сюжет и композиция стиха.
  5. Средства художественной выразительности в фольклоре.
  6. Основные виды тропов.
  7. Символика в фольклорной песне.
  8. Музыкальная строфа и куплет.
  9. Ритмо-слоговая формула стиха.
  10. Особенности диалекта в народных песнях.
Контрольный урок.

IV. Основы музыкального анализа народных песен.
  1. Лады народной музыки. Амбитус.
  2. Мелодико-интонационные особенности народной песни.
  3. Метроритмические особенности народной песни.
  4. Средства музыкальной выразительности.
  5. Манера пения народных исполнителей.
  6. Фактура народной песни.
  7. Функциональное деление голосов в народной песне.
  8. Ладогармонические особенности народной песни.
  9. Стилевые особенности народной песни.
Контрольный урок.

V. Связь учебной дисциплины «Расшифровка» с другими
учебными дисциплинами.
  1. Расшифровка и аранжировка народных песен.
  2. Расшифровка и сольное исполнительство народных песен.
  3. Расшифровка и хоровое исполнительство народных песен.
  4. Расшифровка и областные певческие стили.
  5. Расшифровка и руководство творческим коллективом.

VI. Комплексный анализ песен (практические занятия
на основе пройденного материала).
  1. Итоговый контроль.
2 часа

17 часов

2 часа
2 часа
1 час
2 часа
2 часа

2 часа

2 часа
2 часа
2 часа

27 часов
2 часа
2 часа

2 часа
3 часа
3 часа
2 часа
3 часа
2 часа
3 часа
3 часа
2 часа

32 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
4 часа
3 часа
4 часа
4 часа
2 часа

10 часов

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

20 часов

2 часа
1 час

12 часов

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час

2 часа
2 часа
2 часа

17 часов
1 час
1 час

1 час
2 часа
2 часа
1 час
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
2 часа

20 часов
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

5 часов

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

20 часов

2 часа
Всего: 110 часов 77 часов
*. содержание и тематику занятий преподаватели могут определять самостоятельно исходя из уровня музыкальной и общеобразовательной подготовки студентов, с учетом особенностей профилирующих предметов и текущей необходимости.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Вводно-коррективный курс. Обучение дисциплине «Расшифровка» в музыкальных училищах начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: одноголосный (двухголосный) тембровый диктант (аудирование и нотация несложной песни), обозначение различных вокальных приёмов, владение специальной терминологией. Вводный курс предполагает повторение необходимых знаний и навыков из курса элементарной теории музыки и сольфеджио, а также ознакомление с некоторыми действиями по дисциплине «Расшифровка» и новой необходимой терминологией курса.

В дальнейшем работа производится в несколько этапов:

II. Основы нотации народных песен.

1. Ознакомление с простыми исполнительскими приёмами, изучение способов их обозначения (освоение знаковой семантики). Подъезды и спады. Подъезды с определённой высоты и спады на определённую высоту. Глиссандо. Звуки неопределённой высоты. Определённые и неопределённые флажолеты. Завышение и занижение тона. Поднимание и опускание тона. Фермата без точки и перевёрнутая фермата.

2. Основные ритмические рисунки в народной песне. Бинарные, триольные, пунктирные и синкопированные ритмические схемы. Шкала ритмических пульсаций. Типы пауз: незвучащая доля и прекращение музыкального изложения.

3. Определение темпа в народных песнях. Темп как одна из динамических характеристик музыкальной ткани. Механический и «живой» темп. Темповая идентификация ритмических циклов. Метроном Мельцеля. Ускорение и замедление песни.

4. Лад и тональность народной песни. Определение лада и тональности. «Поднимание» песни как отражение эмоционального тонуса.

5. Музыкальная форма народной песни. Музыкальная строфа (куплет). Её структура. Такт высшего порядка. Метр и размер в фольклорной музыке. Тактировка народной песни.

6. Украшения в фольклоре. Виды мелизмов. Песни с обилием мелизматики: методика нотирования.

7. Подтекстовка. Основные правила подтекстовки. Народно-песенный стих. Музыкальная строфика стиха. Диалектные особенности народно-песенного стиха. Отражение диалектной фонетики в подтекстовке.

8. Оформление нотации народной песни. Стандартная форма (формат) нотации. Паспорт песни.

Контрольный урок. Проверка теоретической подготовки учащихся может быть проведена в форме беседы, в форме устного или письменного опроса. Результатом практической работы считается вовремя и правильно оформленные нотации нескольких несложных песен.


III. Основы литературного анализа народных песен.

1. Народно-песенная поэзия. Отличие поэзии от прозы. Стих как поэтическая единица. Народно-песенный стих. Чистый стих. Музыкальная строфика.

2. Типы стиха в фольклоре и в теории литературы. Тонический стих. Силлабический стих. Силлабо-тонический (стопный) стих и его виды.

3. Роды и жанры в народно-песенном стихе. Эпос. Эпические жанры. Лирика. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры в фольклоре. Жанровое деление народных песен.

4. Сюжет и композиция стиха. Основные композиционные приёмы (повествование, описание, ступенчатое сужение образов и др.).

5. Средства художественной выразительности в фольклоре. Аллегория.

6. Основные виды тропов в народно-песенном стихе: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, ирония.

7. Символика народной песни.

8. Музыкальная строфа и куплет. Куплетно-припевная форма. Формула стиха. Формула напева. Соотношение формулы стиха с формулой напева.

9. Определение ритмо-слоговой формулы стиха. Принципы и правила, необходимые для составления ритмо-слоговой формулы стиха.

10. Особенности диалекта в народно-песенном стихе. Деление языка на наречия и говоры. Говор и манера пения исполнителя. Диалектные слова. Диалектные формы слов.

Контрольный урок.


IV. Основы музыкального анализа народных песен.

1. Лады народной музыки. Лад и амбитус народной песни. Определение устоев, сопряжений, оппозиций.

2. Мелодико-интонационные особенности народной песни. Мелодика народных песен. Мелодия. Особенности звуковедения. Характерные попевки в песенном фольклоре.

3. Метроритмические особенности народной песни. Основные ритмические фигуры. Преобладающие ритмические структуры. Метр и размер песни. Музыкальная форма песни. Тактовая структура. Дробление. Суммирование.

4. Средства музыкальной выразительности. Тембральные, регистровые, ансамблевые особенности народного исполнительства. Украшения. Импровизационные приёмы.

5. Манера пения народных исполнителей. Тембровые отличия грудной и головной манеры пения. Микст. Местные говоры и манера пения.

6. Фактура народной песни. Типы фактур. Подголосочная полифония. Гетерофония. Виды народно-песенной фактуры. Полиритмия. Полиметрия.

7. Функциональное деление голосов в народной песне. Отличия академического и народного деления голосов на функциональные группы.

8. Ладогармонические особенности народной песни. Ладовые функции и гармоническое ядро. Развёртывание гармонического ядра. Гармоническая (аккордовая) структура и гармоническая последовательность в народной песне как результат развёртывания гармонического ядра. Принципиальные различия между развёртыванием гармонического ядра песни и гармонизацией.

9. Стилевые особенности народной песни. Фактура как стилевой признак песни. Стилевое деление на голосовые функции. Ладогармоническая структура песни в свете её стилевой принадлежности. Стилевая принадлежность музыкальных приёмов исполнителей. Стилевое деление по говорам.

Контрольный урок.


V. Связь учебной дисциплины «Расшифровка» с другими дисциплинами.

1. Расшифровка и аранжировка народных песен. Инвариант как первооснова упорядочения песни. Тема и импровизация.

2. Расшифровка и сольное исполнительство народных песен. Одноголосная и многоголосная певческая традиция. Сравнение одноголосных и многоголосных напевов одной и той же песни. Разучивание одноголосной песни по собственной нотации.

3. Расшифровка и хоровое исполнительство народных песен. Партитура как письменная форма передачи элементов традиции. Фольклорный и учебный хор. Исходный и конечный состав исполнителей.

4. Расшифровка и областные певческие стили. Мелодические, ладогармонические, фактурные, диалектные признаки как показатели стилевой принадлежности песни. Сравнительный анализ нескольких вариантов одного напева, бытующих в разных сёлах, регионах.

5. Расшифровка и руководство творческим исполнительским коллективом. Художественная ценность фольклорной песни. Художественный замысел руководителя. Сценическое воплощение различных народно-песенных жанров.


VI. Комплексный анализ песен. (Практическая работа на основе пройденного материала).

Получение и освоение навыков комплексного анализа народной песни, состоящего из нотации, литературного и музыкального анализа, а также рекомендаций по применению пройденного материала (всё в строгом соответствии с принятыми требованиями к оформлению).

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Магнитофоны для аудиторной работы (бытовой уровень), проигрыватель пластинок и компакт-дисков, персональный компьютер с программным обеспечением: Windows XP, проигрыватели Windows Media Player и Winamp, аудиоредактор Sound Forge, реставратор аудиозаписей Magix Audio Clining Lab, мультитрековый редактор для работы с многоканальными записями Vegas, графические нотные редакторы Encore, Finale и Sibelius.



КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
(требования промежуточной аттестации)
Курс,
Семестр
Минимальный
объём работы
Обязательная часть программы Формы
аттестации
2-й курс,
3-й семестр
Три одноголосных произведения Шесть одноголосных произведений:

«Ой, как по реченьке» из репертуара М.Флягиной (с. Мыт Ивановской области);
«То не берёза к земле клонится» из репертуара М.Крюковой (Архангельская область);
«Татары шли, ковылу жгли» из репертуара В.Ходыкиной (с. Подсереднее Белгородской области);
«По чужой стороне перепёлкою…» (с. Плёхово Курской области);
«Княгиня по сенюшкам похаживала» из репертуара (казаки-некрасовцы);
«Ой, кумушки, кумитеся» из репертуара О.Сергеевой (пос. Усвяты Псковской области);
Зачёт
2-й курс,
4-й семестр
Три несложных произведения гетерофонического склада Шесть несложных гетерофонных произведений (двухголосие, несложное трехголосие):
«Наша масленица дорогая» (дер. Рагозы Псковской области);
«На гряной неделе» (с. Курковичи Брянской области);
«Что в леску, леску» (с. Верещаки Брянской области);
«Голошение невесты под язык при наделе» (дер. Рагозы Псковской области);
«Иванушка-рачек» (с. Афанасьевка Белгородской области);
«Мы пойдём с тобой, Машутка» (с. Больше-Быково Белгородской области);
Зачёт
3-й курс,
5-й семестр
Три произведения на разные виды развитой гетерофонии (бурдон; функциональное двухголосие; функциональное трёхголосие;); на ладовые, ритмические и метрические трудности.

Литературная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений гетерофонного склада:
«Сидел Ваня на диване» (с. Курковичи Брянской области);
«Катись, катись да жаркое солнце»
(с. Курковичи Брянской области);
«Ой, я в бору воду бяру» (с. Верещаки Брянской области);
«Сама иду по каменю» (с. Верещаки Брянской области);
«Не спалося вам, некрасные девочки» (казаки-некрасовцы).
«Жаворонок» (с. Больше-Быково Белгородской области.

Литературная аннотация на каждое произведение.
Зачёт
3-й курс,
6-й семестр
Три произведения на разные виды развитой гетерофонии (функциональное двухголосие и трёхголосие; простые формы подголосочного удвоения); на ладовые, ритмические и метрические трудности.

Литературная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений гетерофонного склада:
«Как шли-прошли развесёлые наши дни» (с. Репинка Белгородской области);
«Хожу я с-по травке» (с. Ваймуша Архангельской области);
«Казак над реченькой стоял» (семейские Забайкалья);
«Вселиственный мой венок»
(с. Подсереднее Белгородской области);
«Осыпаются листья» (семейские Забайкалья);
«В Вавилоне, славном городе» (казаки-некрасовцы).

Литературная аннотация на каждое произведение.
Зачёт
4-й курс,
7-й семестр
Три произведения на сложные типы многоголосия; ладовые, темповые, ритмические и метрические трудности; песни с обилием мелизматики; работа с «ложными» каналами.

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений:
«Из-за леса копий и мечей» (хутор Зимняцкий Волгоградской области);
«Не в трубушку трубили» (из репертуара хора п/у Яркова);
«Не будите меня, молодую»
(с. Афанасьевка Белгородской области);
«Не заря, заря занималася» (казаки-некрасовцы);
«Добрыня (По диким-то степям…)» (хутор Яминский Волгоградской области);
«Плавала утушка по синёму морю» из репертуара О.Сергеевой (пос. Усвяты Псковской области).

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Зачёт
4-й курс,
8-й семестр
Три произведения на сложные типы многоголосия; ладовые, темповые, ритмические и метрические трудности; песни с обилием мелизматики.

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений:
«Свадебное голошение невесты и её матери с инструментальным наигрышем» (дер. Рагозы Псковской области);
«Вы любезные мои подруженьки» (Южный Алтай);
«А чей-то конь по улице проехал»
(с. Фощеватово Белгородской области);
«Ой, по саду, саду» (с. Верхняя Покровка Белгородской области);
«Весёлая беседушка» (хутор Зимняцкий Волгоградской области);
«Где ж ты был, шельма, пробувал»
(с. Афанасьевка Белгородской области).

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Экзамен


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.
  2. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов // Сост. Гусев В.Е. Л.: Музыка, 1980.
  3. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. М.: Советский композитор, 1990.
  4. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991.
  5. Бершадская Т.С. Основные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
  6. Великорусские песни в народной гармонизации// Сост. Линёва Е.Э. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904.
  7. Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русской хоровой песни. М.: Музыка, 1976.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 2002.
  9. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М.: Советский композитор, 1989.
  10. Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М.: Советский композитор, 1981.
  11. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских народных песен. Учебное пособие по курсу Народное музыкальное творчество. М.: Издательство МГУК, 1993.
  12. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М.: Советский композитор, 1980.
  13. Истомин И.А. Мелодико-гармоническое строение народной песни. М.: Советский композитор, 1985.
  14. Казачий словарь-справочник // Сост. Губарев Г.В. – Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1969. Репринтное воспроизведение. М.: ТО Созидание, 1992.
  15. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982.
  16. Кузнецов П.С. Русская диалектология. Издание второе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
  17. Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Киев: Музична Украiна, 1991.
  18. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическое пособие. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1993.
  19. Музыка. Большой энциклопедический словарь. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  20. Музыкальная фольклористика // Сост. Банин А.А. М.: Советский композитор, 1978.
  21. Музыка Миф Бытие. Сборник статей. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995.
  22. Музыка Мысль Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1998.
  23. Народная словесность. Сборник статей. М.: Крафт +, 2002.
  24. Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. М.: Советский композитор, 1972.
  25. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
  26. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
  27. Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 2000.
  28. Пашкова З.Г. Песни Пинеги. Архангельск: Правда Севера, 1999.
  29. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М.: Родникъ, 1998.
  30. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество /Очерки по теории фольклора. М.: Советский композитор, 1990.
  31. Русская историческая песня. Сборник. Л.: Советский писатель, 1990.
  32. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. М.: Музыка, 1979.
  33. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия // Сост. Забылин М. Репринтное издание. М.: Книга Принтшоп, 1990.
  34. Русские народные говоры. Лингвогеографические исследования. М.: Наука, 1983.
  35. Русские народные песни // Сост. Варганова В.В. М.: Правда, 1988.
  36. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов // Сост. Рубцов Ф.А. Ленинград: Советский композитор, 1991.
  37. Рыбаков А.А. Язычество древних славян. Издание второе. М.: София, 2002.
  38. Сборник песен Самарского края // Сост. Варенцов В.Г. Самара: Областной центр народного творчества, 1994.
  39. Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты // Сост. Христофорова О.Б. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
  40. Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. Краснодар: Бланкоиздат, 1991.
  41. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.: Просвещение, 1976.
  42. Традиционная музыка Русского Поозерья // Сост. Разумовская Е.Н. Санкт-Петербург: Композитор, 1998.
  43. Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья // Сост. Лобкова Г. М.: Родникъ, 1996.
  44. Фольклор как искусство слова. Сборник статей под редакцией профессора Кравцова Н.И. Издательство Московского университета, 1969.
  45. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.
  46. Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. М.: Композитор, 1995.
  47. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998.
  48. Энциклопедия для детей. Русская литература от былин и летописей до классики XIX века. Т. 9. М.: Аванта +, 1998.
  49. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. М.: Аванта +, 1998.
http://www.gnesin.ru/teach/rasshifrovka.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий